Иконы блаженного преподобномученика Леонтия (Леонида Федорова)
Схимонах Иов (Игорь Вадюк)
доклад: Киров 2007
Икона как духовный феномен все сильнее привлекает к себе внимание, причем не только в православном и католическом мире, но и в протестантском. В последнее время все большее число христиан оценивают икону как общехристианское духовное наследие. Сегодня именно древняя икона воспринимается как актуальное откровение, необходимое современному человеку.
Икона рождается из литургии, она литургична по сути и вне контекста литургии не понятна. Икона отражает соборное сознание, она является не произведением единичного автора, но произведением Церкви, которое исполнено конкретным художником. Вот почему иконописцы никогда не подписывали своих произведений (сведения об авторстве обычно черпают из косвенных источников), тем не менее иконописцы всегда высоко чтились Церковью. Икона – произведение более молитвенное, нежели художественное. Она создается молитвой и ради молитвы. Икона выполняет важную функцию межконфессионального диалога, обладая тем языком, который может быть понятен исповедующему любую традицию.
Современный французский православный богослов Оливье Клеман пишет: «Икона несет свидетельство о святости личности, так и о тайне мира грядущего. Она напоминает о том, что Бог сделался ликом, и человек в общении с Воскресшим обретает подлинное лицо».
Икона – зеркало первообраза и потому она всегда та же и всегда новая. Икона также и образ нашей веры: каковы мы, такова икона. И вместе с тем икона раскрывает нас ко всему опыту Церкви связывая прошлое, настоящее и будущее: прошлое – через связь с традицией; настоящее – через талант иконописца, который всегда дитя своего времени; и будущее – через устремленность к грядущему Царству.
Так как язык Священного Писания символичен, откровение, которое являет икона, также передается нам символично. Но наряду с символическими иконами существуют иконы, имеющие свое основание в описуемости человека, а свое содержание в изображениях святых. Икона святого не является фотографией, ни вообще натуралистическим изображением, в котором ищется моментальное и внешнее сходство. Она – даже не художественный портрет, который все же стремится дать естественный лик, хотя и идеальный. Икона изображает лик прославленного, духоносного святого, не каким он был на земле, но в его прославленном, небесном сиянии (что внешне символизируется ореолом). Но так как эта прославленная духоносная плоть остается запредельна для нас и для нашего видения, то и изображение получает символический характер, хотя и удерживает индивидуальные черты сходства. В этом смысле портрет (или картина) и икона святого различны по заданию. Первый ищет выразить природный, индивидуальный лик, вторая – лик сверхприродный, прославленный. Еще добавлю, что в иконах святых изображаются, конечно, не только тела их, но и души их, точнее, одушевленные тела, ибо тело без живущего в нем духа и помимо его не существует.
Сегодня часто говорят о том, что икона, в отличие от светского искусства, должна быть бесстрастной, духовной, а не душевной. Действительно, иконопись не может быть средством самовыражения художника, выплеском его эмоций и ощущений, она должна являть небесную гармонию и образы, освобожденные от страстей, несущие высокие эмоции духа. Икона – искусство соборное, в котором индивидуальность подчиняется общепринятому канону, поэтому всегда сильной стороной православного искусства был аскетизм, сдержанность, преодоление чувственности.
Икона – традиционное искусство, в то же время, как и всякое искусство, икона предполагает творчество. Канон достаточно четко регламентирует художника, тем не менее икона имеет свою логику развития, свою эволюцию, и мы знаем, что каждая эпоха непременно что-то добавляла к соборному опыту иконописной традиции. Самое трудное для иконописца найти гармонию между соблюдением единого канона и творчеством, которое всегда индивидуально, между следованием традиции и новаторством, которое неизбежно в искусстве, если оно живое.
Создание новых иконографий всегда было делом трудным и ответственным. В современной иконописной практике это – создание иконографии святых нового времени. По традиции при канонизации каждому святому пишется икона, но для многих новопрославленных святых еще не найден общепринятый образ. Самый обширный пласт новой иконографии – образы новомучеников. Начиная с 2001 г. в УГКЦ был прославлен целый сонм святых. И задача ближайшего будущего – создание для каждого из них достойной иконы.
После причисления экзарха ГКЦ в России Леонтия Федорова и архимандрита Климентия Шептицкого к лику святых, наша община свято чтит их память и развивает традицию иконных изображений новопрославленных святых.
В Свято-Успенской Уневской Лавре в Украине в 2008 году освящен храм в честь этих святых. Здесь также хранятся восемь икон блаженного Леонтия. Среди них – икона, которую благословил папа Иоанн Павел II во время провозглашения экзарха Леонтия блаженным в июне 2001 года.
Также в этом храме находятся еще две иконы блаженного. Еще одна икона экзарха Леонтия хранится в трапезном храме св. Антония Киево-Печерского. В Лаврском храме Успения Пресвятой Богородицы находится икона Успения с избранными святимы, среди которых изображен блаженный.
Внутренний двор Лавры украшен росписями святых и мучеников, среди которых экзарх Леонтий. И последним на сегодняшний день изображением блаженного в Лавре является робота лаврского монаха Дамиана, выполнена в технике вырезания.
Под юрисдикцией Свято-Успенской Лавры находится несколько монастырей на Западе Украины. В Львовском монастыре хранится икона Божьих угодников архимандрита Климентия и экзарха Леонтия. Преподобномученики изображены на фоне Уневской Лавры и Петропавловской церкви как символ города Петербурга, где родился и долгие годы проживал блаженный Леонтий.
Еще одна икона блаженного была подарена монахами Лавры священнику римо-католической церкви города Кирова Григорию Зволинскому.
Икона блаженного Леонтия находится в монастыре иезуитов города Новосибирска. Красивая икона блаженного Леонтия – в Руссикуме (Рим, Италия), а также портрет блаженного в семинарии города Анания, где он учился.
Еще одна икона блаженного Леонтия написана в иконописной школе города Сераите (Италия). К сожалению, мне не известно, где она сейчас находится.
Изображение блаженного Леонтия можно увидеть в городе Айхштате (Германия), где по ошибке экзарх изображен в епископских облачениях.
В епископских одеждах он также изображен на иконе, недавно подаренной Уневской Лавре.
Иконописная традиция Церкви изображает мучеников с крестом – символом их веры – или с орудием их мученической кончины, а преподобных – в их монашеских облачениях. Блаженный Леонтий Федоров нес пастырское служение, возглавляя экзархат Греко-Католической Церкви России. Исходя из этого, создавая иконный образ этого святого, иконописцы являли разные грани служения и святости этого воистину великого мученика единой Христовой Церкви.
Наверное, это неполный перечень иконных изображений блаженного Леонтия. Но и то, что нам удалось собрать, свидетельствует о почитании этого ревностного сына Католической Церкви во многих европейских странах.